Бухгалтерский аутсорсинг (удаленное ведение бухгалтерского учета).
Бухгалтерские услуги – это предоставление услуг в сфере бухгалтерского (финансового), налогового и оперативного учета. Перечень этих услуг разнообразен и многогранен. Это могут быть разовые, периодические и постоянные услуги.
Разовые и периодические бухгалтерские услуги больше заинтересуют бухгалтеров, топ-менеджеров компаний. Сюда относится и восстановление учета, и проверка правильности начисления налогов, и помощь в подготовке прохождения аудита и т.д.
Постоянные бухгалтерские услуги, которые называют удаленное бухгалтерское сопровождение или бухгалтерский аутсорсинг больше заинтересуют собственников компаний. И вот именно удаленное бухгалтерское сопровождение может вызвать ряд вопросов и сомнений.
Любой топ-менеджер, менеджер-собственник стремится к оптимизации затрат компании, которой он управляет. Одним из самых простых и очевидных направлений оптимизации является сокращение затрат в сфере информатизации. Ведь, по сути, бухгалтерские услуги – это работа с информацией. Специфической, может быть даже не представляющей для многих большого интереса, но необходимой для любого юридического лица информацией. А затраты на информацию не должны превышать ее ценность. Таким образом, возникает вопрос: выбрать стационарную бухгалтерию или компанию, которая предоставляет бухгалтерские услуги? На наш взгляд существуют три важных критерия выбора: оптимизация затрат, качество предоставляемой услуги, доверительные отношения. Ведь, для бухгалтерского сопровождения, все три критерия равнозначно важны. Особенно важен элемент доверительных отношений. Для многих бухгалтерия – это специфическая деятельность, в нюансах которой разбираются только специалисты в этой области, которая полностью «видит» жизнедеятельность предприятия, и положительные последствия которой, при качественной работе специалистов, не видны, а негативные последствия могут наступить не сразу. Например: владелец или топ-менеджер компании, не должен и не будет разбираться в правильности заполнения первичных документов по поставке товаров. Он должен доверять специалистам. Компания может никогда и не «ощутить» на себе негативнее последствия некачественной работы в этом вопросе. А может понести значительные убытки, в виде доначисленного налога на прибыль или НДС при налоговой проверке. Поэтому доверие или доверительные отношения «играют» здесь ключевую роль.
Выбирая между стационарным бухгалтером и компанией по предоставлению бухгалтерских услуг собственник или топ-менеджер «интуитивно» взвешивает все три критерия.
1. Оптимизация затрат. И стационарный бухгалтер, и компания по предоставлению бухгалтерских услуг, как и вся бухгалтерия, являются затратной частью любой компании. Но характер этих затрат разный. Отношения с бухгалтером – это трудовые отношения. Отношения же с компанией по предоставлению бухгалтерских услуг – это хозяйственные отношения. Бухгалтер «защищен» Кодексом Законов о Труде Украины. При несвоевременной выплате заработной платы и оплате налогов и сборов компания несет риски наложения штрафных санкций. Кроме того, компания оплачивает социальные гарантии бухгалтера (больничные, отпуска и т.д.). Обращаясь в фирму по предоставлению бухгалтерских услуг компания заключает хозяйственный договор, в котором порядок оплаты, сроки, штрафные санкции прописываются индивидуально. Например: договор нашей компании не предусматривает финансовых санкций, в случае несвоевременной оплаты наших услуг.
2. Качество предоставляемой услуги. Качество работы бухгалтера вещь всегда сугубо индивидуальная. Работа может выполняться качественно или не качественно как стационарным бухгалтером, так и фирмой по предоставлению бухгалтерских услуг. Все зависит от индивидуального уровня профессионализма, ответственности и заинтересованности. Кроме того, есть ряд стимулирующих факторов. Например, таких как, финансовая ответственность. Стационарный бухгалтер не может, по закону, нести финансовую ответственность за результаты своей работы. Проще говоря, если компания понесет убытки в виде штрафов за невыполнение или неправильно выполнение налогового законодательства, то бухгалтер не будет разделять персонально эту ответственность с компанией. Напротив, фирма по предоставлению бухгалтерских услуг может разделить с Вашей компанией финансовую ответственность, если это прописано в договоре. Например, наша фирма полностью покрывает все штрафные санкции в случае несвоевременной подачи отчетности (хотя такого никогда не было). Таким образом, кто рискует больше, тот имеет большую заинтересованность повысить качество своих услуг.
3. Доверительные отношения. Как и качество предоставляемой услуги, так и доверительные отношения вещь сугубо индивидуальная. Как аудиторская фирма, наша компания обязана следовать нормам Кодекса этики Совета по Международным стандартам этики профессиональных бухгалтеров. К фундаментальным принципам, следование которым требует этот Кодекс, относятся: честность, объективность, профессиональная компетентность, профессиональное поведение, конфиденциальность. Но следовать нормам Кодекса этики – это не только обязанность нашей компании перед аудиторской палатой, но и наше желание. Оставаясь в рамках профессионального поведения, мы, в тоже время, заинтересованы в продолжении отношений с клиентом. И поэтому наш клиент может, как минимум, рассчитывать на: открытость с нашей стороны; полную конфиденциальность; возможность прекратить в любой момент с нами сотрудничество, оставаясь при этом в доверительных отношениях.

В Европейских странах, США, Канаде бухгалтерский аутсорсинг завоевывает все больше и больше позиций. Не отстает от этих стран и Украина. Все больше и больше современных, профессиональных бизнесменов отдают предпочтение бухгалтерскому аутосорсингу.