ПРИХОДОВАНИЕ ПОКУПНЫХ ЗАПАСОВ НА ПРЕДПРИТИЕ.

Казалось бы, что может быть проще оприходовать запасы? Особенно если мы имеем дело с небольшим предприятием. Расходная накладная поставщика (в некоторых случаях ТТН-ка) – вот и все что нужно бухгалтеру. К сожалению, это не так. Расходная накладная поставщика, вообще не является первичным документом, в понимании документального оформления запасов на предприятии.
Какими нормативно-правовыми актами общего характера должен руководствоваться бухгалтер, когда речь идет об учете запасов, если учет видеться согласно национальных, а не международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности?
1. ПСБУ 9 «Запасы» (для предприятий которые ведут учет по национальным стандартам или международным стандартам соответственно).
2. Приказ Министерства Финансов Украины № 2 от 10.01.2007 года «Об утверждении методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов» (далее – Приказ № 2).
3. Приказ Министерства Статистики Украины № 193 от 21.06.1996 года «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов» (далее – Приказ № 193).
У тех, кто внимательно читал Приказ № 2, возникает резонный вопрос: п. 1.1 этот Приказа определено, что эти методические рекомендации могут использоваться предприятиями всех форм собственности, и они, совершенно, не обязательны для исполнения. Но мы считаем, что если на предприятии принято решение вести учет по национальным стандартам, то Приказ № 2 облегчает жизнь бухгалтера. Потому что Приказ № 2 не противоречит другим нормативно-правовым актам, а лишь объединяет и объясняет то, что в них написано.
А вот Приказ № 193, как это не удивительно звучит для многих бухгалтеров, является обязательным для предприятий всех форм собственности в Украине. Для чего это нужно Вам даст ответ Приказ № 2. Источники поступления запасов на предприятия могут быть самые разные. В случае поступления запасов от поставщика, есть расходная накладная, оформленная последним. А вот в случае поступления запасов как взнос в уставный фонд, бесплатно получение нет поставщика и никто Вам расходную накладную не даст. Поэтому соответствующий орган постарался и разработал для нас типовые формы, что называется «на все случаи жизни». А другой орган постарался и изложил в методических рекомендациях, какие формы и в каких случаях применять.
Согласно п.п. 3.6 – 3.8 Приказа № 2 прием и оприходование запасов, которые поступили от поставщиков оформляется товарно-транспортной накладной с использованием штампа про оприходование, приходным ордером (типовая форма № М-4) и, в некоторых случаях – актом о принятии материалов (типовая форма №М-7). И только эти документам считаются первичными и позволяют, в дальнейшем, бухгалтеру, поставить на баланс соответствующие запасы. Что же тогда собой представляет расходная накладная поставщика? Расходная накладная поставщика — это сопроводительный документ, который, во-первых, позволит Вам доказать источник происхождения запаса, и, во-вторых, поможет бухгалтеру провести точную учетную оценку себестоимости запаса. Потому что, себестоимость запаса – это учетная оценка, правильность расчета которой положена на бухгалтера.

Почему же большинство бухгалтеров не используют типовые формы? По нашему мнению, эта ситуация тянется еще со времен до принятия Налогового Кодекса Украины. Когда бухгалтерский и налоговый учет практически не соприкасались друг с другом и первичные документы бухгалтерского учета не представляли большого интереса для контролирующих органов. Ситуация изменилась с 2011 года, когда бы принят Налоговый Кодекс Украины и база налогообложения налогом на прибыль стал сближаться с финансовым результатом, рассчитанным по правилам бухгалтерского учета. Ну а с 2015 год так вообще не отличить. Поэтому мы рекомендуем бухгалтерам уделить особое внимание первичной документации учета запасов.
Кроме того, все мы знаем как наши «вечно реформируемые» фискальные органы «любят» признавать, по поводу и без повода, любят признавать сделки сомнительными и фиктивными. Особенно когда такие сделки касаются товарно-материальных ценностей. Предлагаем бухгалтерам немножко приложить усилий и не давать «фискалам» шансов «трепать Вам нервы».